Портал Молодежь Петрозаводска

Суббота
Сентябрь 22
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.

Молодежь, действуй!

В новом параграфе "Молодёжки" - продолжение разговора о молодежном участии.

В Евросоюзе на смену программе "Молодёжь в действии" пришла программа "Эразмус плюс". Стоит ли ожидать нового импульса молодежной активности?

 


Денис Рогаткин

Молодежь, действуй!

Было бы несправедливо утверждать, что в Европе совсем опустили руки и не делают ничего для развития активности молодежи. Один из инструментов, который был на это нацелен – программа Евросоюза «Молодёжь в действии». Программа успешно работала в течение семи лет. В 2014 году ей на смену пришла более широкая программа ЕС «Эразмус плюс». Она объединила 7 европейских программ в сфере образования, академической мобильности и работы с молодежью. Объединение программ не ставило задачу сэкономить. Наоборот: если сравнивать программу «Эразмус плюс» с прежними программами, то финансирование увеличилось на 40%.

Помимо европейской волонтёрской службы, о которой мы уже знаем, программа «Молодёжь в действии» также поддерживала молодежные обмены – тематические лагеря с участием молодёжи как минимум из двух стран. В каждой стране была определена организация, которая выполняла функции национального агентства программы «Молодежь в действии». Агентство рассматривало поступавшие проекты и принимало по ним решения. В Финляндии национальным агентством программы «Молодежь в действии» являлся центр международной мобильности ЦИМО. Теперь он координирует реализацию программы «Эразмус плюс».

С точки зрения молодёжного участия, ЦИМО оказался «впереди планеты всей». Одним из главных критериев оценки заявок он сделал участие самой молодежи в планировании и реализации проекта. В заявке должно быть описано, как и почему у молодежи возникла идея провести молодежный обмен, каким образом молодежь связывалась со своими сверстниками из другой страны и планировала проект. В идеале заявка должна быть написана самими молодыми людьми. Лучше это будет простой и безыскусный текст, в котором прослеживается молодежное авторство, чем хорошо проработанный и логичный проект, явно составленный взрослыми. Если роль молодежи в разработке проекта из заявки не ясна, то проект отправляется в корзину. А в письме заявителям ЦИМО указывает примерно следующее: «Проект отклонён в связи с тем, что молодежь не была непосредственно вовлечена в его планирование».

- По-моему, это отличная идея! Такой критерий вполне можно включить и в наши конкурсы проектов. Большинство заявок, которые к нам поступают, написаны взрослыми. Молодёжь их в глаза не видела!

- Поддерживаю! Сплошь и рядом встречаются проекты, которые заявлены, как молодежные, но по факту молодежь не играет в них никакой активной роли, а является лишь получателем услуг. К молодежным проектам можно и нужно применять принцип участия. Сразу станет понятно, востребован ли предлагаемый проект самой молодежью, или же он удовлетворяет лишь потребности взрослых. При этом, согласно Лестнице Харта, роль молодежи в проекте может быть различной. Любопытно поинтересоваться у заявителей молодежных проектов: будет ли сама молодежь выполнять какую-то работу в качестве волонтеров проекта? консультировались ли авторы с молодежью при разработке проекта и планируют ли консультироваться с ней при его выполнении? будет ли включена молодежь в управление проектом на условиях равноправного сотрудничества с взрослыми?

- И особенно будут интересовать верхние ступеньки лестницы: принадлежит ли инициатива проекта самой молодежи и будет ли она играть заметную роль в его выполнении?

- Верно. В мире принято выделять среди молодежных проектов те, которыми управляет сама молодежь. Такие проекты по-английски называются кратко: youth-led projects. Перевести на русский язык столь же лаконично, увы, не получается. Дословно это «проекты, возглавляемые молодёжью».

- Таким проектам по критерию молодежного участия можно давать высшие баллы. Причем, чтобы это начало работать, критерий участия должен быть весомым, а не затеряться среди прочих многочисленных критериев оценки, таких как актуальность или социальная значимость.

- Вот, кстати, об актуальности и социальной значимости хотелось бы поговорить отдельно. Эти два критерия, похоже, начинают у европейцев уходить за скобки. Например, финская версия участия молодежи в проектировании вызывает у меня только умиление.

- Что же тебя так умиляет?

- Программа «Молодёжь в действии» породила огромное количество молодежных работников по всей Европе, которые мыслят в категориях молодежных обменов. Не так-то много нужно для того, чтобы люди выучили терминологию, заговорили на одном языке и нашли партнёров – всего лишь запустить стабильную программу, которая финансирует совместные проекты.

- Это ведь замечательно! Тоже превосходный урок от европейцев!

- Вопрос только в той схеме молодежных обменов, под которую программа была «заточена».

- Расскажи-ка о ней на конкретном примере!

- Пожалуйста! Группа девочек из небольшого финского города захотела узнать больше о кулинарных традициях других стран Европы. Вместе с молодежными работниками они решили: почему бы не провести молодежный обмен  на эту тему? Молодежные работники помогли найти партнеров для этого проекта, и в результате в нём участвовало 8 стран. 40 молодых людей собрались вместе в Финляндии и в течение нескольких дней готовили блюда, которые являются типичными в их странах. Цель проекта была сформулирована примерно так: собрать молодежь Европы, чтобы не только готовить еду, но и заводить друзей. Блюда всем понравились, новые друзья были заведены. А еще издали красочный буклетик – с фотографиями и рецептами блюд из разных стран.

- Вообще мне это нравится. Но только я не понимаю, где социальная проблема, которую решает проект? Каких изменений в обществе они этим добились?

- Ну вот, ты сам сформулировал то, что меня во всём этом умиляет. О каких-либо целях речи не идет в принципе. Радоваться тому, как славно молодёжь общается друг с другом, становится для молодёжных работников чуть ли не сверхидеей. А что касается результатов проектов, то они оцениваются по отзывам самой молодёжи. Чему они научились, какие компетенции приобрели и получили ли удовольствие.

- Ну да, я думаю, что после кулинарного проекта трудностей в заполнении Молодежного сертификата не возникло бы: научились готовить еду, повысили свою межкультурную осведомленность, улучшили языковые навыки. А кто-то, наверное, приобрёл и новые математические компетенции – научился составлять пропорции, пока превращал муку в тесто. Но может быть, в результате таких проектов возникают хотя бы связи между организациями, из которых приезжает молодежь?

- Дружище, ты опять лезешь в Европу со своими представлениями о жизни! На подобные обмены, как правило, набирают молодёжь индивидуально. Представь: несколько молодежных центров из разных стран подписались быть партнерами в проекте. Если участвует восемь стран и сорок человек, то от каждой страны должно приехать по пять. И вот руководитель – скажем, из Греции – спрашивает молодых людей, которые посещают его клуб: «А не хотите ли поехать в Финляндию, в молодежный лагерь по теме кухни разных стран? Всё бесплатно, вам нужно только оплатить 30% стоимости транспортных расходов». Предположим, согласились двое. А нужно – пятеро. Тогда молодежный работник ищет оставшихся троих в других местах: рассылает информацию по клубам, школам, публикует объявление на сайте. Так в итоге формируется группа участников. С некоторыми из ребят молодежный работник впервые познакомится непосредственно перед поездкой.

- И, естественно, после лагеря они с таким же успехом вернутся туда, откуда пришли.

- Конечно. Ну, разве что добавятся друг к другу в Фейсбуке.

- Я понял! У них основная идея – это мобильность! Чтобы молодые люди ездили друг к другу почаще и привыкали жить в единой Европе. Чувствовали себя европейцами.

- Именно эта задача и выполняется. А молодежные работники, обученные получению денег на лагеря из программы «Молодёжь в действии», серьёзно обсуждают на своих встречах методы оценки «проектов». То есть как узнать, довольны ли участники и считают ли они, что поездка в лагерь принесла им пользу.

- Да, проект проекту рознь. Из твоего рассказа следует, что главный смысл написания подобных проектов – это заявить тему, которая была бы интересна молодежи для встречи и приятного общения.

- Поэтому когда наши европейские коллеги говорят: «Мы в рамках программы «Молодёжь в действии» реализовали проект «Кухня разных стран» с участием восьми партнёрских организаций из Европы,» – не нужно искать там никакого проекта. Просто замените в своей голове слово «проект» на слово «лагерь». И не вздумайте убеждать европейцев, что это не проект – у них есть проектная заявка, номер проекта и деньги на его реализацию от молодёжной программы ЕС. Поэтому они имеют полное право именовать свои лагеря проектами.

- Вернёмся к этапу планирования. Предположим, группа девочек захотела, чтобы прошёл лагерь по кулинарии. Но это ведь не так просто организовать! Нужно найти партнеров из разных стран, написать заявку, дождаться её рассмотрения. И только потом, в случае одобрения заявки, начинать подготовку. Сколько времени на это уходит?

- Наши финские коллеги говорят, что нужно собирать молодежь и начинать вместе с ней планировать проект за год до его реализации.

- Целый год? У нас бы они уже через месяц обо всем забыли и занялись чем-то более осязаемым! А если бы и не забыли, то у половины к моменту лагеря изменились планы. Ведь жизнь не стоит на месте!

- Финские специалисты говорят, что у них тоже так бывает. Например, группа молодежи стояла у истока проекта, а затем, когда проект был одобрен, группа куда-то растворилась. В этом случае молодежному работнику приходится набирать в лагерь других молодых людей.

- И в чем же тогда смысл требования о том, чтобы молодёжь участвовала в планировании с самого начала? С таким же успехом молодежный работник спланировал бы все сам, а потом набрал молодежь.

- Для группы, которая ведет какую-то деятельность постоянно, планирование лагеря на следующее лето не составило бы никакой проблемы. Но в условиях, когда таких групп у финнов практически нет, это требование выглядит удивительным. Переиначивая классика, по сути всё верно, а по форме – издевательство над здравым смыслом. Кстати говоря, довести молодежную группу от этапа планирования до этапа реализации проекта более или менее реально в условиях школы. Школа в Финляндии превращается в место, где инициативы учеников более заметны, чем в домах молодежи.

- С чем это связано?

- В школу дети ходить обязаны, а в молодежный центр их никто заставить ходить не вправе. При этом в школе обычно всегда что-нибудь есть: или ученическое самоуправление, или экологическая программа «Зеленый флаг», или модная ныне программа «Подвижная школа». Все эти инициативы основаны на том, что ими управляют комитеты учеников во главе с преподавателями. Вот тебе и группа, у которой уже есть своя деятельность и определенные интересы. С ней вполне можно помечтать о проектах на год вперед.

- Если так, то школы скоро перетянут молодежное одеяло на себя.

- Именно это и происходит! Если раньше в программе «Молодёжь в действии» слова «школа» и «образование» были черными метками для проектной заявки, то в новой программе «Эразмус плюс» произошел поворот на 180 градусов. Раньше школьные группы подавали свои заявки от имени молодежных центров, стараясь себя не афишировать. Теперь же, в новой программе, двери для школ широко распахнуты.

- Судя по всему, европейские молодежные боссы видят кризис структур молодежной работы, а поэтому начинают опираться на школы, которые традиционно проходили «по чужому ведомству».

- Еще они решили вдарить по спорту. В программе «Эразмус плюс» это направление, в отличие от всех остальных, является новым.

- Это тоже понятно: спорт – беспроигрышная тема. Гонять мячик молодёжь вряд ли перестанет.

- Поэтому развивать «участие молодежи в спорте» – весьма удачная идея! Тем более что малоподвижный образ жизни действительно признан серьёзной проблемой. Программа «Эразмус плюс» будет действовать до 2020 года. Что произойдет к тому времени с системой молодежной работы – никому не известно. Но возникает впечатление, что риски, связанные с кризисом молодежной работы, в программе уже учтены. А вот финская модель привлечения молодежи к разработке проектов, похоже, начинает уходить в прошлое.

- Почему?

- Программа «Эразмус плюс» сместила акценты с разовых молодежных лагерей на более долгосрочные и системные проекты. Например, желательно подавать заявку не на отдельный молодежный обмен, а на серию молодежных обменов в рамках единой идеи. С точки зрения молодежных работников, это рационально – зачем писать пять-семь заявок, если есть возможность заполнить одну? Получат финансирование и проекты, в которых никаких молодежных обменов не будет вообще. Зато будет возможность делиться опытом и внедрять новые подходы в сфере молодежной политики. В том числе – продвигать те установки, которые обозначены в молодежной стратегии Евросоюза.

- Молодежным работникам пора переучиваться?

- Не сомневаюсь, что они с этим успешно справятся!

Продолжение читайте здесь...

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграфздесь...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Знакомьте своих друзей с новостями нашего портала через Контакт!

Баннер
Анонсы и выпуски: "После школы" в Контакте

Зайди в группу и узнай больше новостей, чем ты видишь здесь!