Портал Молодежь Петрозаводска

Суббота
Ноябрь 25
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home МП - Политика Информационные материалы Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (6)

Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (6)

МП публикует новый параграф книги Дениса Рогаткина, адресованной руководителям редакций молодежных телепрограмм.

Научить школьников делать телевидение сложно, но можно. Если постараться, то можно даже найти учебники со специальными упражнениями и заданиями. Но всё-таки лучшее учебное пособие - это телевизор. Как найти ему правильное применение, вы узнаете из этого текста.


Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии

Главы из книги, которая уже пишется

(предыдущий материал читайте здесь...)

Поучительный телевизор

Как известно, нет лучшего учебника для начинающего тележурналиста, чем самый обыкновенный телевизор. Включай, смотри, учись у профессионалов, пытайся дотянуться до их уровня.

Дети, правда, скорее не учатся у телевизора, а «учат» его. Как только они познакомились с основами композиции кадра, они тут же начинают рассказывать сидящим у телевизора родителям об ошибках, которые, по их мнению, допускают авторы взрослых сюжетов. На родителей это производит неизгладимое впечатление!

Но это, конечно, частный случай. В целом бытует мнение, что современная молодежь телевизор не смотрит. И действительно: даже в маленьком городе Петрозаводске многие не в курсе, что есть у нас такая программа – «После школы». Мы прекрасно понимаем, что наши зрители – это те, кто, переключая каналы, случайно попал на нашу передачу и решил досмотреть её до конца.

Что, собственно, может быть интересно современному старшекласснику в телевизоре? Разве что ситкомы и развлекательные шоу. Станут ли они смотреть новости, к чему мы их периодически призываем? Честно говоря, вряд ли. И вот почему.

Для наших тренингов я часто использую в качестве учебного материала сюжеты федеральных телеканалов. Естественно, пытаюсь найти такие, которые были бы близки детям – чтобы в них была не глобальная политика, а истории из жизни обычных людей, желательно старшеклассников или студентов. Откопать на сайтах федеральных каналов хотя бы три-четыре подходящих сюжета удаётся с большим трудом. Собственно, в этом и заключается один из ответов.

Вспоминаю визит нашей редакции на государственное телевидение Швеции во время поездки в Стокгольм. Нам показали студию вечернего ток-шоу, ньюсрум, огромную костюмерную. Но, конечно же, главный интерес для нас представляло знакомство с редакцией программы для детей «Маленькие новости». Оказалось, что эта программа рассказывает о тех же самых событиях, которые освещают во взрослых новостях. Вот только подача информации отличается – журналисты делают свои сюжеты специально для детей, разговаривают с ними понятным языком.

Конечно, есть в программе и специфические детские темы. Запомнился забавный сюжет о том, как в широких коридорах телецентра ребенок обучает взрослого журналиста ездить на сегвее и тот, естественно, врезается в груду коробок. Или два подростка-рэпера, которые читают тексты на злобу дня в конце выпуска. «Маленькие новости» выходят в эфир несколько раз в день, а в конце недели представляют итоговый выпуск.

Пока мы сетуем на то, что детские телепрограммы не приносят телеканалам прибыли и из-за этого находятся на задворках большого телевидения, шведы ведут нешуточную битву за своего зрителя, «прикармливая» его с юных лет. Спрашивается, почему они усвоили простую мысль о том, что зрителя нужно выращивать, а мы на это не способны? Что заставит нынешних школьников стать постоянными телезрителями во взрослом возрасте, если с ранних лет они поняли, что ничего интересного в «ящике» для них нет? И, извините за пафос, какими активными гражданами мы хотим воспитать своих детей, если считаем, что знать новости своей страны им вовсе не обязательно?

 

Но вернемся к тренингам. Тщательно прошерстив сайты больших телеканалов, вы всё-таки найдёте пару-тройку подходящих сюжетов. Как правило, вместе с видео выложены и их тексты.

С каждым сюжетом можно проделать несколько полезных упражнений. Самое простое – отработка техники чтения. Вы распечатываете текст сюжета, раздаете его каждому ребенку и для начала просите проработать текст самостоятельно. Дети рисуют «партитуру» – стрелочками и черточками обозначают нажим на ключевые слова, паузы и интонации. Затем копируют в свои плееры аудиофайл, созданный вами из выбранного сюжета. Надевают наушники и слушают, как этот текст прочитал корреспондент. Корректируют партитуру. И наконец начинают читать вместе с корреспондентом, пытаясь в точности повторить все его интонации. Сидя в наушниках, каждый работает сам, но вам будет прекрасно слышно – кто читает в полный голос, а кто бурчит что-то нечленораздельное себе под нос.

Первое, что подмечают дети  – высокий темп, в котором начитывают тексты журналисты федеральных телеканалов. Иногда приходится произносить его чуть ли не скороговоркой. Отрабатывают, пытаются угнаться и при этом не потерять четкость речи и интонацию.

После того, как дети поработали самостоятельно, начинайте работать в группе. Запускайте видеофайл сюжета без звука. Включайте звук только на синхронах (стендап, интервью, лайф). Текст между синхронами читают дети, по очереди. Теперь уже без наушников – сами. Вы сразу услышите все огрехи, а дети увидят, удалось ли им выдержать темп. Поправьте явные ошибки в интонации и расстановке пауз. Пусть ребята попробуют прочитать эти места еще раз. Так можно пройти по кругу пару раз.

После этого включайте сюжет со звуком. Вместе с корреспондентом почитайте его хором. Это также полезно проделать два-три раза.

Упражнение является крайне эффективным, если выполнять его систематически. У нас, увы, получается делать это от случая к случаю. Был период, когда нам нужно было решить накопившиеся проблемы с начиткой текстов, и мы стали упражняться на каждом сборе редакции. И ведь помогло!

По ходу упражнения можно разбираться в том, почему выделены в качестве ключевых те или иные слова, как и почему меняется темп речи, какие интонационные приёмы использует журналист.

 

Более сложное упражнение с телесюжетами федеральных каналов – тренинг по написанию закадрового текста. Выберите подходящий сюжет и удалите закадровый текст из распечатки, оставьте только синхроны. На листочке зарезервируйте свободные поля там, где ребята должны написать тексты собственного сочинения.

Покажите ребятам сюжет, выключая звук в тех местах, где идёт закадровая начитка. Если хотите, можете вырезать её из видеофайла заранее. Сюжет придется показать не меньше трёх раз. Первый раз дети смотрят его, пытаясь схватить общую логику изложения. На втором просмотре они записывают на листочках, которые вы им раздали, какая картинка идет между синхронами. Во время третьего просмотра можно проговорить: о чём эти кадры, что на них происходит? Это поможет ребятам уточнить свои записи. Также проговорите, сколько времени занимает каждая часть, чтобы дети ориентировались на это, придумывая текст: что должно быть в этом месте – развернутое описание или короткая логическая связка?

Инструктируя ребят перед началом работы, обратите их внимание на то, что весь текст сюжета должен читаться как единый рассказ. Они должны подхватывать слова, прозвучавшие конце исходного синхрона и, как по мостику, привести зрителя к следующему синхрону. Работая над текстом, они решают логическую задачу: о чём мог рассказывать журналист в данной конкретной части сюжета, если он вел повествование от синхрона А к синхрону Б и использовал при этом такую-то картинку?

Иногда для написания текста ребятам нужно знать какие-то факты, о которых рассказано в сюжете. Поделитесь ими и ответьте на вопросы.

После этого ребята пишут закадровый текст. Ближе к завершению работы им понадобится посмотреть сюжет еще раз и соотнести то, что они написали, с картинкой.

После того, как работа закончена, вы включаете сюжет – без авторского текста, – и каждый по очереди читает свой вариант. Всей группе сразу становится понятно: схвачена ли общая логика, соответствует ли текст картинке. Чаще всего дети начинают с трудом разбирать свой собственный почерк, сбиваться и говорить «а здесь я ничего не придумал». Иногда вместо нескольких предложений закадрового текста им  удаётся выдавить из себя лишь одно. Не паникуйте: это действительно трудное упражнение. Со временем ситуация улучшится, и вы по праву сможете записать это на свой счет. Если из всей группы найдется хотя бы один-два человека, которые верно схватили логику сюжета и написали более или менее приличный текст – это уже хорошо!

Остается только посмотреть сюжет с оригинальным закадровым текстом. Затем можно раздать детям распечатку текста для сравнения. Поговорите о логике построения сюжета, проанализируйте, удалось ли ребятам её увидеть.

Для закрепления результата можете проделать предыдущее упражнение – по технике чтения. Ведь не зря вы так долго этот сюжет искали – выжимайте его по полной программе!

 

Иногда мы используем телесюжеты и в более экзотических вариантах. Однажды полностью разобрали сюжет на запчасти – отдельно аудиофайлы, отдельно синхроны,  отдельно – картинка, разрезанная по кадрам. Задачей ребят было смонтировать сюжет заново, имея весь этот материал и распечатку текста. Главный вопрос в этом тренинге – правильный выбор картинки, которой перекрывается закадровый текст. Это что-то вроде пазла, который нужно собрать. То, что смонтировали дети, сравниваем с исходным сюжетом, обсуждаем результат.

Весьма эффективным для отработки операторских приёмов стало следующее задание: отснять такую же картинку, как в исходном сюжете и перекрыть оригинальные кадры своими. Однажды во время Летней школы тележурналистики мы взяли в работу сюжет о том, как готовят добровольцев-спасателей, которые будут искать заблудившихся в лесу людей. Вокруг был идеально подходящий нам пейзаж – лес обыкновенный. Поскольку кроме леса в кадре были еще и люди, то работали по группам. По очереди снимали и позировали. Кадры оригинального сюжета были распечатаны заранее, и каждый участник тренинга при просмотре и анализе сюжета делал пометки о том, какие операторские приемы использовались. Мы подробно это обсудили, а затем ребята отправились снимать такие же кадры. Работу профессионалов, конечно, не получается повторить с тем же мастерством. Многие попытки получаются по-детски неумелыми. Но после такого тренинга замечаешь, что дети начинают успешно использовать новые для себя приёмы при работе на сюжетах.

Используем мы и сюжеты региональных каналов. Мы, конечно, не читаем под них и не пишем к ним закадровых текстов. Зато работы региональных тележурналистов помогают нам разобраться с темой композиции.

Выпуски новостей региональных телеканалов обычно рассказывают об одних и тех же событиях. Это даёт нам замечательный материал для сравнения. Сравнивать можно в игровой форме. Например, поиграть в премию «Тэфи». Дети становятся телеакадемиками, получают оценочные листы, в которых им нужно отметить победителя в двух номинациях – журналистской и операторской работы. После подсчета результатов объявляется победитель. А затем обсуждаем: почему именно этот сюжет занял первое место? В чем его преимущества? Какими фразами можно сформулировать идею каждого сюжета? Какова структура сюжетов? Выдержана ли логика изложения, или журналист компонует материал спонтанно, оставляя в голове зрителя лёгкую неразбериху?

Преимущество сюжетов региональных телеканалов состоит еще и в том, что дети видят планку, до которой им вполне реально дотянуться. В сравнении с сюжетами федеральных каналов ребята замечают гораздо больше ошибок, которые обязательно встретятся и в их собственной работе.

Иногда я даже вывешиваю некоторые сюжеты в группу редакции с заданием: «Найдите три ошибки в закадровом тексте». Иногда находят такие стилистические ошибки, которых я не заметил. А иногда не находят никаких. Обсуждаем на сборе, анализируем, учимся.

Особенно интересно обращаться к работе региональных тележурналистов в тех случаях, когда наши взрослые коллеги работают с нами на одних и тех же событиях. Их удачи и ошибки заслуживают со стороны детей особенно пристального внимания.

 

Много раз материалом для наших тренингов становился «Ералаш». Здесь всё просто: каждой группе выдаётся сценарий одного из эпизодов «Ералаша» с задачей – за день снять это и смонтировать. Эпизоды, отснятые авторами «Ералаша», группы увидят только вечером, после того, как продемонстрируют собственные версии.

Во время этого тренинга отрабатывается и режиссура, и операторское мастерство, и актерские навыки, и монтаж, и командная работа. Хотя, конечно, на этом тренинге ребята скорее не научатся чему-то новому, а увидят, что они умеют и чего они не умеют сейчас. Можно точно сказать, что «Ералаш» – это один из самых весёлых наших тренингов.

Придумываем мы упражнения и по следам собственных сюжетов. Если на съемках что-то не удалось, выявилась какая-то проблема – мы моделируем аналогичную ситуацию и ставим задачу по решению этой проблемы. Пару лет назад накануне Летней школы тележурналистики мы снимали сюжет о лагере по обучению цирковому искусству. Сюжет был успешно подготовлен к эфиру. Поскольку дело было летом, то выйти в эфир он должен был только осенью, в новом сезоне. Никто, кроме авторов, этот сюжет еще не видел. А так как обнаружились некоторые проблемы с операторской работой, мы решили провести тренинг по мотивам этого сюжета в Летней школе тележурналистики. Руководители и добровольцы взяли в руки мячики, кегли и начали изображать примерно то, что происходило в лагере: жонглировали и перекидывали кегли друг другу. Задачей участников тренинга было набрать картинку и снять интервью на «говорящем фоне». Затем весь материал отсматривался и обсуждался. И в завершение посмотрели и обсудили сам сюжет.

Придумывать тренинги очень просто: вы ставите проблему, которую хотите решить и моделируете ситуацию, которая поможет вам это сделать. Нет никакого смысла описывать все те тренинги, которые придумывали мы, поэтому приведу только один пример.

Когда-то мы поставили перед собой задачу научить детей собирать информацию о событии и докапываться до самого интересного. Им нужно было заранее формулировать главную идею сюжета и последовательно раскрывать её во время съемки. Помогает в этом тренинг «Разговор с организатором». Каждый получает задачу: «Вам нужно снять сюжет о таком-то событии. Позвоните организатору и выясните подробности». Роль организатора можете сыграть вы сами, а если уверены, что справятся ребята, то они могут меняться ролями.

В течение десяти минут все готовят вопросы для телефонного разговора. Тех, кто разговаривает, мы сажаем друг к другу спиной – отсутствие визуального контакта серьезно затрудняет общение. «Организаторам» дается установка: рассказывать только о том, что тебя спрашивают. Таким образом, журналист должен выуживать нужную ему информацию своими вопросами.

Чаще всего журналисты, прочитав два-три вопроса, которые они придумали заранее, замолкают, и в телефонном разговоре повисает пауза. Если это произошло, подключайте в помощь журналисту всю группу.

Требуется проводить подобные тренинги регулярно, чтобы сначала ребята научились получать основную информацию (ответы на базовые вопросы – «кто?», «что?», «где?», «когда?», «зачем?», «как?»), а затем уже выуживали интересные подробности и генерировали творческие идеи для своего сюжета.

 

Сейчас сбор информации о событии чаще происходит в социальной сети, и диалоги с организаторами ведутся не по телефону, а через переписку. Из этого тоже можно сделать отличный тренинг. Когда-нибудь обязательно попробуем!

Использованы фотографии, сделанные

во время поездки в Стокгольм, 2009 год

Продолжение ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ...

 


Приложение. Сюжет программы "После школы" (апрель 2010) о визите на шведское телевидение

 


Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Знакомьте своих друзей с новостями нашего портала через Контакт!

Баннер
Анонсы и выпуски: "После школы" в Контакте

Зайди в группу и узнай больше новостей, чем ты видишь здесь!