Портал Молодежь Петрозаводска

Четверг
Апрель 27
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home МП - Политика Информационные материалы Школьное телевидение в России и Америке

Школьное телевидение в России и Америке

Представляем статью Дениса Рогаткина, написанную по итогам участия в российско-американском проекте по сотрудничеству в сфере молодёжной тележурналистики.

Автор рассказывает о работе молодежных телестудий Америки и о том, чему начинающие корреспонденты из двух стран могут поучиться друг у друга.


Денис Рогаткин,

координатор Юниорского союза «Дорога»,

руководитель телепрограммы «После школы»,

город Петрозаводск

Школьное телевидение в России и Америке:

новые возможности для сотрудничества

В апреле 2015 года представители нескольких молодежных телестудий из России получили возможность впервые принять участие в Слёте школьного телевидения США. В городе Сан-Диего собралось 2700 американских старшеклассников, которые занимаются телевизионной журналистикой в своих школах.

Российских школьников на слёте оказалось всего шестеро – они представляли Петрозаводск, Самару, Москву и Чебоксары. По итогам поездки стало очевидно, что начинающим тележурналистам из двух стран есть чему поучиться друг у друга, а первый опыт совместной работы подарил им множество позитивных впечатлений (подробнее: Д.В. Рогаткин. «Индустрия школьных новостей»).

Фонд Евразия, который организовал эту поездку, оценил перспективы сотрудничества молодежных телестудий двух стран как многообещающие. В результате в рамках программы «Обмен социальным опытом и знаниями» были поддержаны новые проекты по теме молодёжной тележурналистики.

Так, наша организация – Юниорский союз «Дорога» – получила возможность познакомиться с Общественным центром телевизионных проектов Нью-Йорка. Проект «Молодёжная правда», который мы разработали и осуществили в 2016 году, позволил нам получить новые знания о различных моделях молодежной тележурналистики. А школьники из наших организаций смогли не только познакомиться друг с другом, но и поработать вместе.

 

Церемония открытия Слёта школьного телевидения США в Атланте, март 2016

 

Как участники проекта «Молодёжная правда», в марте 2016 года мы вновь побывали на Слёте школьного телевидения США. На этот раз он проходил в городе Атланта. Телепрограмму «После школы» представляло шестеро юных корреспондентов.

Также в слёте участвовали руководители фестиваля начинающих журналистов «Волжские встречи» из Чебоксар, специалисты Гуманитарного института телевидения и радиовещания имени Литовчина из Москвы. Им предстояло обсудить с коллегами из американской организации «Сеть школьного телевидения» план запуска нового проекта с рабочим названием «Молодёжный телемост».

Школьное телевидение России было представлено участникам слёта в ходе нескольких презентаций и круглых столов. Среди прочего американские школьники узнали об уникальной возможности побывать в России, на слёте «Волжские встречи». Для этого им нужно было представить на конкурс 30-секундный видеоролик и стать его победителем.

В итоге в мае 2016 года команда американских школьников из Флориды вместе с руководителями Сети школьного телевидения США и представителями Фонда Евразия посетила «Волжские встречи» – ежегодный фестиваль начинающих журналистов в Чебоксарах. Здесь «Молодёжный телемост» получил новое развитие: теперь в конкурсе 30-секундных видеороликов было предложено участвовать российским школьным командам. Победила команда центра анимационного творчества «Перспектива» из Ярославля. В марте 2017 года ребята отправятся на очередной Слёт школьного телевидения США, который пройдет в городе Анахайме, штат Калифорния.

 

Однако главный сюрприз начинающих тележурналистов из Флориды и Ярославля ожидал впереди. Фонд Евразия предложил им взяться за производство первой совместной российско-американской школьной телепрограммы. Они согласились и приступили к работе. Программа будет выходить несколько раз в году под названием «Российско-американский молодёжный телемост». Предполагается, что уже в октябре 2016 года будет готов пилотный выпуск, а для следующих программ свои сюжеты смогут предложить все заинтересованные школьные телестудии из России и Америки. «Молодёжный телемост» поможет школьникам из двух стран больше узнать друг о друге, а для начинающих тележурналистов станет хорошим опытом совместной работы.

 

Вход в Общественный центр телевизионных проектов Нью-Йорка

 

В июле 2016 года в рамках проекта «Молодёжная правда» пятеро корреспондентов программы «После школы» и два руководителя из нашей организации приехали в Общественный центр телевизионных проектов Нью-Йорка, чтобы вместе снять несколько телепрограмм о жизни школьников. Через неделю мы вернулись в Петрозаводск вместе с нашими новыми американскими друзьями, и теперь уже они снимали с нашей поддержкой программы о жизни молодежи в России.

За эти две недели мы имели возможность наблюдать, как совместная работа помогает преодолевать барьеры общения. Те, кто до поездки с трудом мог связать по-английски несколько слов, к концу визита, к нашему удивлению, уже выступали в роли переводчиков. А после проекта наши юные корреспонденты стали использовать в своих сюжетах те приёмы, которые они «подсмотрели» у своих американских коллег. Прежде всего – это умение быстро завязывать дружеские отношения с героями своих сюжетов, способность снимать реальную жизнь, а не её пересказ в объектив видеокамеры.

 

За последние 15 лет программы по тележурналистике в США получили широкое распространение в школах. В силу особенностей американской системы образования, многие школы имеют возможность преподавать телевизионное вещание в качестве отдельного школьного предмета – курса по выбору.

Одновременно программы обучения детей и молодежи телевидению, видеосъемке, радиожурналистике, фотографии продолжают работать и на базе медиа-центров, которые предоставляют подобные услуги всем категориям населения – и детям, и взрослым. Американские медиа-центры существуют как в форме неправительственных организаций, так и в форме государственных учреждений.

Учебные программы подобных центров рассматриваются в первую очередь как возможность предоставить поддержку социально-незащищенным группам молодежи. Обучение тележурналистике и кинопроизводству на базе подобных центров считается средством, которое помогает «сделать голос молодежи услышанным».

Зачастую медиа-центры специализируются на специфических целевых группах. Так, в городе Сан-Диего имеется два подобных центра, каждый из которых ориентируется на собственную аудиторию. Один центр предлагает обучение производству видеофильмов жителям латинских кварталов, как правило – выходцам из Мексики, до границы которой можно доехать на городском трамвае. Другой медиа-центр обучает темнокожую молодежь. Оба центра исходят из того, что подобные программы помогают молодым людям, находящимся в уязвимом положении, обратить внимание общества на свои проблемы.

Можно встретить и более широкий подход к тележурналистике и видеопроизводству – как к средству поддержки молодежи в целом. В этом контексте молодежные телепрограммы и видеофильмы рассматриваются как механизм налаживания диалога молодежи с взрослым миром, как возможность показать, что молодежь – это неотъемлемая часть общества, её проблемы следует считать значимыми, а её голос – важным в принятии решений.

Обсуждение особенностей молодежной тележурналистики двух стран в Общественном центре телевизионных проектов Нью-Йорка, март 2016

 

Получив возможность поработать над совместными телепрограммами в рамках проекта «Молодёжная правда», мы обнаружили еще один аспект молодежной тележурналистики в американских медиацентрах. Можно назвать этот аспект терапевтическим.

В Общественном центре телевизионных проектов Нью-Йорка, как и в других подобных центрах, тоже заявляют о стремлении предоставить свои услуги тем категориям молодежи, с которыми не работает практически никто. Представители самых разных этнических и социальных слоев приезжают в этот центр со всех концов Нью-Йорка. Как говорят сами сотрудники центра, преимущественно к ним приходят дети из семей иммигрантов – те, кто еще помнит, что когда-то их папы и мамы, либо бабушки и дедушки переехали в Америку из другой страны. Интересно, что, находясь в Чайнатауне – районе, населённом выходцами их Китая, центр остается вне зоны внимания самих китайцев – они туда не приходят. Объясняют это тем, что китайцы настраивают своих детей на «нормальную работу», а снимать кино они такой работой не считают.

Находясь в столь пёстрой социально-культурной среде, в Общественном центре телевизионных проектов используют создание документальных фильмов как способ морально-психологической поддержки молодежи. Видеокамера здесь становится орудием борьбы начинающих кинематографистов со своими собственными проблемами. Если ты страдаешь от депрессии – сделай об этом фильм, и ты её победишь! Если ты живешь в неблагополучной семье – сделай об этом фильм, и тебе станет легче. Если тебя не понимают сверстники – честный рассказ об этом поможет тебе стать сильнее. Эффект подобной социальной терапии в Общественном центре телевизионных проектов измеряют разными способами: например, количеством выпускников, которые смогли поступить в колледж, или наградами, полученными на молодёжных телефестивалях.

 

Казалось бы, наши стили работы мало совместимы. Команда программы «После школы» находится ближе к информационной журналистике, а наши коллеги из Нью-Йорка оказались ближе к миру визуальных искусств. Как говорит основатель центра телевизионных проектов, знаменитый теледокументалист и обладатель 16 премий «Эмми» Джон Альперт, у него самого мало общего с обычными тележурналистами: он никогда не делает стендапов, не берет классических интервью, не ставит перед собеседником штатив. Альперт стремится оказаться внутри событий и общаться со своими героями так, чтобы они вообще позабыли о том, что у него есть камера. Так же стараются работать и молодые люди, которые учатся в Центре телевизионных проектов. И это, безусловно, оказалось ценным уроком для нашей команды.

 

Опыт проекта «Молодёжный телемост» будет интересен и тем, кто собирается осуществлять подобные международные проекты в практике своей работы – как по теме молодежного телевидения, так и по другим темам. Итог проекта – это не только телепередачи, которые рассказывают о жизни молодежи наших стран. Результатом проекта стало создание практического руководства, в котором мы вместе с нашими американскими коллегами поделились советами о том, как организовать подобные молодежные проекты наиболее эффективно.

 

Встреча начинающих тележурналистов из Америки и России в Петрозаводске, июль 2016

 

Очевидно, что молодежная тележурналистика становится одной из наиболее интересных тем для международного сотрудничества. При этом необходимо принимать во внимание ценностно-культурное многообразие этого движения.

На Слётах школьного телевидения США мы наблюдали ярко выраженную культуру современных деловых людей. Слёт – это невероятная концентрация открытых, общительных, образованных, энергичных, высоко мотивированных старшеклассников.

В медиацентрах представлена иная культура – культура равных возможностей. Здесь каждый получает право на успех и самореализацию, независимо от своих стартовых позиций.

Носителей и первой, и второй культуры можно также встретить и среди молодежных телестудий России. А значит, имеется широкое поле для налаживания партнёрских связей между школьными телестудиями двух стран – не только на основе внешнего признака схожей деятельности, но и на основе единого представления о ценностных подходах, которые заложены в её основу.

 

Ссылки:

Д.В. Рогаткин. Статья «Индустрия школьных новостей». О Слёте школьного телевидения США в Сан-Диего, 2015 г.

Программа ОСОЗ. Юные журналисты: как фильм и образование связывают культуры. О Слёте школьного телевидения США в Сан-Диего, о сотрудничестве сети школьного телевидения с Программой ОСОЗ.

Программа ОСОЗ. Решаем головоломки – в поисках общего языка на российском молодежном медиа фестивале. Об участии американских школьников в фестивале «Волжские встречи».

Выпуски телепрограммы «После школы»:

- О слёте школьного телевидения США в Сан-Диего 2015 (выпуск 1)

- О слёте школьного телевидения США в Сан-Диего 2015 (выпуск 2)

- О слёте школьного телевидения США в Атланте 2016 (выпуск 1)

- О слёте школьного телевидения США в Атланте 2016 (выпуск 2)

- О слёте школьного телевидения США в Атланте 2016 (выпуск 3)

- Руководители Сети школьного телевидения США – в студии «После школы» (май 2016)

- Руководитель Центра телевизионных проектов Нью-Йорка Джон Альперт в студии «После школы» (июль 2016)

- Американские школьники, участники проекта «Молодёжная правда», делятся впечатлениями о визите в Петрозаводск в студии «После школы» (июль 2016)

- Марш в поддержку людей с ограниченными возможностями, Нью-Йорк, июль 2016. Репортаж подготовлен в рамках проекта «Молодёжная правда»

- Репортаж о жизни школьников Нью-Йорка. Подготовлен в рамках проекта «Молодёжная правда»

- Репортаж об Общественном центре телевизионных проектов Нью-Йорка. Подготовлен в рамках проекта «Молодёжная правда»


Мнения и оценки, изложенные в этой публикации, являются точкой зрения автора и могут не совпадать с позицией Программы «Обмен социальным опытом и знаниями» и Фонда Евразия.

 

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Знакомьте своих друзей с новостями нашего портала через Контакт!

Баннер
Анонсы и выпуски: "После школы" в Контакте

Зайди в группу и узнай больше новостей, чем ты видишь здесь!