Портал Молодежь Петрозаводска

Суббота
Ноябрь 25
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home МП-АЙРЕКС Программа поддержки молодежных инициатив Молодежное участие в Республике Карелия. Результаты социологического исследования. Часть 1.

Молодежное участие в Республике Карелия. Результаты социологического исследования. Часть 1.

Печать

youthindexМП начинает публикацию новой брошюры, подготовленной к изданию Юниорским союзом "Дорога" в рамках Программы поддержки молодежных инициатив АЙРЕКС.


Молодёжное участие в Республике Карелия. Результаты социологического исследования / Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога» [Д.В. Рогаткин, Е.П. Прохорова, А.О. Лебедева]. - Петрозаводск. 2011. - 45 с. - 500 экз.

В брошюре представлены результаты социологического исследования «Молодежное участие в Республике Карелия», выполненного в 2011 году по заказу Программы поддержки молодежных инициатив.

Содержание публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с позицией АЙРЕКС, USAID и других поддерживающих организаций.


Предисловие

Концепция молодежного участия стала общепризнанным в мире подходом к работе с молодежью с середины 1990-х годов.

Ключевая идея молодежного участия заключается в предоставлении молодым людям возможности оказывать влияние на все вопросы, которые касаются их жизни. Это влияние молодежь может реализовать как через участие в принятии решений совместно с взрослыми, так и через собственную активность, оказывающую воздействие на окружающую жизнь.

Идея молодежного участия не является для России абсолютно новой. В отечественной практике работы с молодежью можно найти разнообразные формы деятельности, которые во всем мире относят к формам молодежного участия. Однако термин «молодежное участие» пока не закреплен в российских концепциях молодежной политики. Нет и осознания необходимости развивать молодежное участие как отдельное и приоритетное направление работы с молодежью. Вследствие этого, процесс развития молодежного участия не получает системной поддержки.

Наиболее известным в России документом по вопросам развития молодежного участия является Европейская Хартия об участии молодежи в жизни региональных и муниципальных образований (новая редакция принята в 2003 году). Участие в демократической жизни не сводится к голосованию или выдвижению своей кандидатуры на выборах, говорится в Хартии. Оно предполагает возможность влияния на процесс принятия решений, а также деятельность с целью построения лучшего общества.

Участие молодежи в жизни общества не может ограничиваться подготовкой молодых людей к роли активных граждан в будущем. Для того чтобы участие в жизни общества действительно имело смысл для молодых людей, необходимо предоставить им возможность влиять на решения и предпринимаемые шаги уже сейчас.

Для достижения реального участия молодежи в жизни общества Хартия предлагает развивать следующие направления работы:

  • подготовка молодежи к участию в общественной жизни;
  • информирование молодежи;
  • вовлечение молодежи в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий;
  • расширение участия молодежи в работе СМИ;
  • поощрение молодежи к безвозмездному труду и служению обществу;
  • поддержка молодежных проектов и инициатив;
  • развитие молодежных организаций;
  • участие молодежи в работе неправительственных организаций и политических партий.

Также Хартия молодежного участия уделяет большое внимание созданию молодежных представительных органов, таких как молодежные парламенты. Положения Хартии актуальны для России как государства, являющегося членом Совета Европы.

В течение последнего десятилетия концепция молодежного участия последовательно закреплялась в документах Европейского Союза. В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию ЕС в сфере молодежной политики на ближайшее десятилетие «Молодежь - инвестирование и расширение возможностей» (2010-2018). В качестве краткосрочных целей по развитию молодежного участия Стратегия определила:

  • обеспечение полного участия молодежи в жизни общества через вовлечение молодых людей в общественную жизнь на местном уровне и в различные формы представительной демократии;
  • поддержку молодежных организаций и других форм обучения участию;
  • поощрение участия неорганизованной молодежи;
  • обеспечение высокого качества информационных услуг.

Планируемые действия государств-членов ЕС и Европейской Комиссии по развитию молодежного участия:

  • разработка стандартов качества молодежного участия, информирования и консультирования;
  • дальнейшая политическая и финансовая поддержка молодежных организаций, национальных и местных молодежных парламентов;
  • продвижение «электронного участия» с целью вовлечения большего количества неорганизованной молодежи;
  • дальнейшее расширение возможностей для диалога между европейскими, национальными институтами и молодыми людьми.

Развитие молодежного участия стало центральной темой Международного года молодежи ООН (2010-2011). Как отмечается на официальном сайте Международного Года молодежи, его проведение было направлено на продвижение полномасштабного и эффективного участия молодых людей во всех аспектах жизни общества. Разработанный ООН рамочный подход к проведению Года молодежи призывает государства сосредоточиться, в частности, на следующих направлениях работы:

  • добиваться признания значимости вклада молодых людей в процессы развития на национальном и местном уровнях;
  • официально закрепить механизмы участия молодежи в процессах принятия решений;
  • поддерживать организации и инициативы, возглавляемые молодыми людьми, направленные на усиление их вклада в общество;
  • усилить сетевое взаимодействие и партнерские отношения между правительствами, молодежными организациями, академическим сообществом, гражданскими организациями, частным сектором, СМИ и системой ООН, для увеличения поддержки целостного развития молодежи.

 

Концепция участия предполагает право и возможность молодых людей свободно участвовать в социальных процессах и процессах развития. При этом такая вовлеченность должна быть активной, добровольной и осознанной.

Молодежное участие - активное, информированное и добровольное вовлечение молодых людей в процессы принятия решений и в жизнь сообществ, как на местном, так и на глобальном уровне. Участие означает работу вместе с молодыми людьми и на основе их собственных усилий.

Представление о молодежном участии сформировалось на базе общей концепции участия. В российской практике в течение длительного времени применяются такие термины, как «общественное участие», «гражданское участие», «политическое участие». В противовес «демократии голосования», при которой влияние граждан на власть сводится только к участию в выборах, «демократия участия» предполагает постоянное взаимодействие властей с гражданами. Это позволяет выстраивать политику, в максимальной степени отвечающую интересам граждан, а также способствует преодолению отчужденности людей от политических и общественных процессов.

Применительно к молодежи, концепция участия приобретает некоторые специфические характеристики.

С одной стороны, в отличие от взрослых, молодежь еще не обладает всем спектром возможностей для полноценного участия в жизни общества - например, молодые люди, не достигшие совершеннолетия, не имеют права голоса на выборах и ограничены в возможностях защиты своих интересов через суд. Ограничено и влияние молодых людей на свою собственную жизнь - как правило, в период учебы они по-прежнему зависят от родителей и не могут принимать полностью самостоятельных решений. Период молодости рассматривается исследователями как переходная стадия от абсолютной зависимости человека (период детства) к состоянию его полной независимости (взрослая жизнь). Как только человек стал полноправным хозяином своей жизни, принимающим решения самостоятельно и обеспечивающим своё независимое существование - с этого момента его можно смело вычеркивать из категории «молодежь», несмотря на то, что по возрасту он остается молодым человеком.

Таким образом, молодежь рассматривается, в первую очередь, как уязвимая категория населения. Поскольку она не обладает всем спектром возможностей влияния на окружающую жизнь, необходимо создавать дополнительные механизмы и процедуры, с помощью которых молодежь могла бы быть услышанной. Слышать голос молодежи - это один из популярных в мире призывов к власти. В концентрированном виде эта установка отражена в формуле: «Никаких решений о молодежи без участия самой молодежи».

С другой стороны, растет понимание того, что молодежь является важнейшим ресурсом, обеспечивающим процессы устойчивого развития. Молодежь быстро обучаема, мобильна, налету осваивает новые технологии, и это становится её конкурентным преимуществом в современном, стремительно меняющемся мире. Испытывая серьезные демографические трудности, страны и регионы начинают конкурировать за молодежь как ценный ресурс, без которого невозможно обеспечить стабильное социально-экономическое развитие. «Сделать Северный регион лучшим местом для детей и молодежи», - такова стратегия стран Северной Европы, призванная предотвратить отток молодого населения в более привлекательные регионы.

Работа с молодежью на основе принципов участия нацелена на формирование политики в интересах молодежи, которая откроет для молодых людей новые перспективы и повысит привлекательность региона как места постоянного проживания и начала трудовой деятельности. В этой работе политические деятели руководствуются принципом: «Лучший эксперт по молодежи - сама молодежь».

Не менее важен аспект преодоления отчужденности. Целенаправленная политика по развитию молодежного участия показывает молодым людям, что в данном городе (поселке, регионе) к их мнению прислушиваются, их инициативы - поддерживают, в конечном итоге - что они здесь востребованы. В результате формируется чувство ответственности молодежи за свой город (поселок, регион) и желание вносить свой вклад в его развитие. В конечном итоге, политика развития молодежного участия является необходимым условием для формирования сильных связей молодежи с регионом своего проживания.

 

Развитие молодежного участия не может осуществляться в узких рамках отдельных проектов. Принципы молодежного участия необходимо распространять во всех сферах жизни. Начинаясь в семье, молодёжное участие продолжает развиваться в школе. С возрастом пространство участия молодых людей в общественной жизни все более расширяется. Молодежное участие реализуется через молодежные организации, местные сообщества, органы власти и международные организации.

Важно учитывать, что формальное наличие неких структур, призванных развивать молодежное участие, еще не является гарантией высокого уровня молодежного участия. Нередко такие структуры, как молодежные парламенты или ученические советы в школах, превращаются в формальные органы, которые не способны представлять интересы молодых людей в диалоге с взрослыми. Необходимо учитывать не только фактическое наличие структур молодежного участия, но и реальную роль молодых людей в подобных структурах, предоставление им полномочий и возможностей оказывать влияние на происходящее. Так, сам факт членства в молодежной организации не означает того, что молодые люди играют в ней значимые роли - это может быть формальное членство, либо участие в работе организации исключительно в качестве обучаемых в рамках какой-либо образовательной программы.

Исследователи молодежного участия предлагают «трёхфокусное видение» роли молодежи, представленное на следующей схеме. Учет этого подхода позволяет создать наиболее благоприятные условия для роста и самореализации молодых людей через возможность выступать в трёх ролях: получателей, партнеров и лидеров.

Трехфокусное видение роли молодежи в процессах развития

Представим более подробное описание этих трёх ролей.

Работа с молодыми людьми как с получателями

Понимается как вклад в наращивание ресурсов молодых людей:

-        Роль молодых людей как получателей подразумевает, что они участвуют в деятельности в качестве целевой группы и адекватно информированы об этом процессе;

-        Работа с молодыми людьми как с получателями может создать необходимые базовые условия для работы с ними в качестве партнеров: например, участвуя в лидерском тренинге, они являются получателями, однако впоследствии они смогут использовать полученные навыки в качестве инициаторов собственных проектов.

Взаимодействие с молодыми людьми как с партнерами

Понимается как:

-        Деятельность, основанная на сотрудничестве, в ходе которой молодые люди полностью информированы и участвуют в обсуждении принимаемых решений;

-        Процесс, в котором молодежь и взрослые работают вместе и несут общую ответственность;

-        Необходимая стадия для приобретения молодыми людьми опыта в качестве будущих лидеров. При этом нужно учитывать, что не все молодые люди пожелают или будут способны перейти на следующий уровень.

Поддержка молодых людей как лидеров

Понимается как:

-        Создание возможностей для деятельности, инициированной и возглавляемой самими молодыми людьми;

-        Делегирование молодым людям возможностей принимать решения в рамках существующих структур, систем и процессов.

Исследователи выделяют 4 основных направления развития молодежного участия:

1. Информирование молодежи. Результатом работы в этом направлении является наличие у молодежи информации, позволяющей ей включаться в различные формы общественной активности и выступать их инициатором.

2. Консультации с молодежью. Власти и другие организации, от которых зависит положение молодежи, консультируются с молодыми людьми и принимают их мнение во внимание.

3. Делегирование полномочий. Молодые люди играют самостоятельные и существенные роли в реализации программ и проектов.

4. Поддержка инициатив. Результатом работы в этом направлении является формирование у молодежи активной позиции, умения выступать с собственными инициативами и воплощать в жизнь.

 

Феномен молодежного участия существует независимо от того, известна ли концепция молодежного участия специалистам, работающим с молодежью. Исследование молодежного участия в Республике Карелия, представленное в этой брошюре, отражает объективную реальность, сложившуюся в таких сферах, как информирование молодежи, развитие диалога между молодежью и властью, гражданская активность молодежи. Авторы надеются, что результаты исследования послужат отправной точкой для формирования целенаправленной политики по развитию молодежного участия на всех уровнях.

Продолжение...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Знакомьте своих друзей с новостями нашего портала через Контакт!

Баннер
Анонсы и выпуски: "После школы" в Контакте

Зайди в группу и узнай больше новостей, чем ты видишь здесь!