Портал Молодежь Петрозаводска

Вторник
Июль 25
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home МП-АЙРЕКС Программа поддержки молодежных инициатив Молодежное участие в Республике Карелия. Результаты социологического исследования. Часть 4.

Молодежное участие в Республике Карелия. Результаты социологического исследования. Часть 4.

МП завершает публикацию брошюры, подготовленной к изданию Юниорским союзом "Дорога" в рамках Программы поддержки молодежных инициатив АЙРЕКС.

В брошюре представлены результаты социологического исследования «Молодежное участие в Республике Карелия», выполненного в 2011 году по заказу Программы поддержки молодежных инициатив.

Начало публикации можно найти здесь...

 


 

Раздел 3. Гражданская активность

Оценка уровня гражданской активности молодежи производилась на основе следующих показателей:

1. Участие и роль молодежи в деятельности молодежных и детских организаций, органов ученического и студенческого самоуправления, инициативных групп.

2. Участие и роль молодежи в проектах органов и учреждений молодежной политики.

3. Участие и роль молодежи в акциях и проектах, направленных на помощь нуждающимся.

4. Участие и роль молодежи в акциях, направленных на продвижение интересов и защиту прав.

5. Участие и роль молодежи в информационных кампаниях, направленных на продвижение общественных интересов через Интернет.

 

Участие в деятельности общественных организаций, органов самоуправления и инициативных групп

Порядка 8% респондентов указали, что ведут постоянную работу в детских и молодежных организациях, инициативных группах, органах школьного и студенческого самоуправления. 19% отметили, что принимают участие в такой деятельности время от времени, 27% принимали участие в отдельных мероприятиях.

Диаграмма 3.1. Участие в деятельности общественных организаций, органов самоуправления, инициативных групп

03_01activ

Таким образом, 54% молодых людей заявили о том, что у них есть опыт участия в работе детских и молодежных организаций, инициативных групп, органов школьного и студенческого самоуправления.

 

Участие в проектах органов и учреждений молодежной политики, в акциях, направленных на продвижение общественных интересов

Уровень регулярного участия молодых людей в проектах органов и учреждений молодёжной политики составляет 4%. 16% опрошенных отметили, что принимают участие в таких проектах время от времени, 21% участвовали разово.

Диаграмма 3.2. Участие в проектах и программах молодежных учреждений и органов региональной и местной власти

03_02activ

 

Наиболее регулярно молодые люди принимают участие в акциях по оказанию помощи нуждающимся: 6% участвуют в таких акциях постоянно, 18% - время от времени. Несколько ниже уровень участия в акциях, направленных на продвижение общественных интересов через Интернет: 4% участвуют в таких акциях постоянно, 13% - время от времени. Более половины опрошенных указали, что не принимают участия ни в каких акциях и проектах.

Диаграмма 3.3. Участие в акциях и проектах

03_03activ

 

Роль молодых людей в различных формах общественной активности

Для оценки уровня гражданской активности молодежи важно отследить не только факт участия в мероприятиях, имеющих общественную направленность. Необходимо также выяснить, какова роль молодых людей в этой деятельности - являются ли они инициаторами акций и проектов, отвечают ли за самостоятельные участки работы, либо выступают в качестве пассивных участников.

Респондентам был задан вопрос: Какие роли ты выполняешь в проектах и мероприятиях? - и  предложено три варианта ответа:

1.  Роль лидера: я предлагаю программы, проекты, дела и руковожу их выполнением.

2.  Роль рядового участника: есть определенные обязанности, которые я выполняю.

3.  Роль обучаемого: я в основном учусь - приобретаю новые знания и умения.

55% опрошенных заявили, что участвуя в работе молодежных организаций, органов молодежного самоуправления и инициативных групп они выполняют роли обучаемых. Роль рядовых участников выполняют 35% молодых людей - они не только учатся, но и вносят свой собственный вклад в деятельность на уровне исполнителей. О том, что они выполняют роль лидеров, заявили 10% респондентов.

В проектах органов и учреждений молодежной политики в роли обучаемых находятся 55% молодых людей, 39% - в роли исполнителей, 6% - в роли лидеров.

 

Уровень социального оптимизма

В дополнение к основным вопросам, респондентам было предложено оценить привлекательность региона как места будущей постоянной жизни, работы и самореализации.

Молодежи предлагалось оценить, является ли активность и инициатива людей главным условием для улучшения качества жизни людей в их регионе (городе, районе). Если обратиться к диаграмме 3.4, то можно заметить, что молодежь из районов настроена более оптимистично, нежели жители города. 50% респондентов из районов отметили, что активность и инициатива людей - главное условие для позитивных изменений, в то время как с этим согласны лишь 36% молодых людей, проживающих в Петрозаводске.

Диаграмма 3.4. Оценка роли активности и инициативы людей для улучшения качества жизни

03_04activ

До 30% молодежи считают, что гражданская активность важна, однако решающая роль в улучшении качества жизни принадлежит органам власти. 20% сельской молодежи и 26% городской молодежи не видят перспективы улучшения качества жизни за счет активности граждан. При этом среди юношей доля пессимистов заметно выше, чем среди девушек: 30% юношей из районов (против 12% девушек) и 34% юношей из Петрозаводска (против 25% девушек) считают, что активность людей не приносит видимых результатов.

Конечным результатом эффективной региональной молодежной политики должна стать высокая привлекательность региона для молодежи. Через создание условий для самореализации молодежи во всех сферах жизни, выстраивание политики в интересах молодежи, активный диалог с молодыми людьми власти формируют сильные связи молодежи с регионом своего проживания. Если молодой человек понимает, что  своем регионе (городе, районе) у него больше возможностей для жизненного старта и дальнейшего роста, он с большей степенью вероятности начнет свой трудовой путь на малой родине. С другой стороны, регион, привлекательный для молодежи, будет притягивать молодых людей из других территорий. Оба процесса - удержание в регионе «своей» молодежи и привлечение молодежи из-за пределов региона - являются крайне важными в свете неблагоприятных демографических тенденций, которые будут оказывать все более негативное влияние на социально-экономическое развитие.

43% городской молодежи и 45% сельской молодежи заявили о том, что они планируют уехать жить и работать за пределы Карелии. Остальные опрошенные планируют остаться в регионе. При этом только 15% сельской молодежи планирует остаться жить и работать в своём районе.

Диаграмма 3.5. Планы на будущее в зависимости от места проживания

03_05activ

 

Итоги по разделу «Гражданская активность»

Итоговое значение индекса гражданской активности составляет 1,8 балла. Распределение значений индексов по отдельным показателям:

  • Участие в деятельности молодежных и детских организаций, органов ученического и студенческого самоуправления, инициативных групп - 2,4 балла;
  • Участие в проектах органов и учреждений молодежной политики - 1,7 балла;
  • Участие в акциях и проектах, направленных на помощь нуждающимся - 2 балла;
  • Участие в акциях, направленных на продвижение интересов и защиту прав - 1,6 баллов;
  • Участие в информационных кампаниях, направленных на продвижение общественных интересов через Интернет - 1,3 балла.

 

Общие выводы и рекомендации

В таблице приведены значения индекса по трём разделам исследования.

Таблица №1. Значения индексов исследовательских блоков

Информированность молодежи

Вовлеченность молодежи в жизнь региона

Гражданская активность молодежи

Значение индекса

(по 10-балльной шкале)

4,4

4,5

1,8

 

В первую очередь обращает на себя внимание низкий показатель уровня гражданской активности молодежи - 1,8 балла из 10 возможных. Оценивая эти данные, нужно иметь в виду, что 10 баллов - это идеальная ситуация, которая недостижима в реальности: она предполагала бы регулярное участие молодежи во всех формах гражданской активности, и при этом не в роли исполнителей, а в роли лидеров.

Основным способом повышения гражданской активности молодежи является создание целостной системы поддержки молодежных инициатив на местах. Молодым людям необходимо предоставить возможность вносить вклад в улучшение окружающей жизни в своем учебном заведении, поселке, городе. Получив поддержку в реализации своих первых самостоятельных инициатив, молодые люди приобретают опыт и уверенность в себе - они ставят перед собой более серьезные задачи, создают волонтерские объединения и осуществляют масштабные проекты. Этот подход был успешно апробирован в таких проектах, как «Молодежный банк» и «Свежий ветер» (программа поддержки молодежных инициатив АЙРЕКС), в проектах Карельского центра развития добровольчества, направленных на поддержку волонтерства в районах Республики. Для системного использования этого опыта в масштабе Республики требуются финансовые ресурсы, кадры и в целом - наличие на местах структур, оказывающих молодым людям поддержку в реализации гражданских инициатив.

В разделе «Информированность молодежи» обращает на себя внимание нехватка информации о работе служб и центров, предоставляющих молодым людям поддержку в различных жизненных ситуациях - индекс информированности составил 1,2 балла. Недостаточна и информированность о деятельности детских и молодежных организаций, о молодежных программах и проектах регионального и муниципального уровней (3,5-4 балла). Информация о детских и молодежных организациях преимущественно распространяется «из рук в руки» - 43% молодежи узнают об их работе от своих друзей и знакомых, 12% - из местных СМИ и 13% - из информационных материалов (буклетов, брошюр и т.п.). Общей рекомендацией по разделу «Информированность молодежи» является необходимость выстраивания информационной политики, направленной на поддержку активного участия молодежи во всех сферах жизни общества. Данные, полученные по разделу «Информированность», свидетельствуют о том, что в настоящее время такая информационная политика отсутствует - единственным более или менее известным проектом является региональный форум «Гиперборея», а в целом молодежь слабо осведомлена о молодежных организациях, проектах, плохо различает программы муниципального и регионального уровней, не понимает отличия социальных проектов от традиционных форм дополнительного образования, досуга, спорта.

По разделу «Вовлеченность молодежи в жизнь региона» наиболее проблемным вопросом является развитие диалога между молодежью и властью, как на муниципальном, так и на региональном уровнях (индекс по этому показателю составил 3,7 балла). Необходимо внедрять широко доступные механизмы консультирования власти с молодежью при принятии решений, затрагивающих интересы молодых людей. Также необходимо повышать доступность органов власти для молодых людей с тем, чтобы у них появились более широкие возможности ставить и решать свои проблемы, получать поддержку в реализации своих предложений и инициатив. В конечном итоге, развитие диалога между молодежью и властью будет способствовать формированию политики, отвечающей интересам молодежи, что повысит привлекательность региона как места для постоянного проживания и трудовой деятельности молодых людей.

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Знакомьте своих друзей с новостями нашего портала через Контакт!

Баннер
Анонсы и выпуски: "После школы" в Контакте

Зайди в группу и узнай больше новостей, чем ты видишь здесь!